Медальон св. Бенедикта, именуемый также Крестом св. Бенедикта, относится к числу самых древнейших в Католической Церкви предметов частного почитания. Св. Бенедикт любил особенным образом молиться ко Кресту Христову. Он часто благословлял святым Крестом, творя при этом многие чудеса.

            Папа Григорий Великий  (590-604) в „Собеседованиях”, в житии св. Бенедикта, напоминает об одном из событий в жизни святого. Св. Бенедикт прибыл в город Викараре и там ему тотчас дали есть. Творя молитву, Бенедикт благословил трапезу, и чаша, полная яда, лопнула. Таким образом жизнь святого была спасена. Этой благочестивый старец всю свою жизнь посвятил борьбе с сатаной и, как только мог, противостоял влиянию лукавого на людей. Он даже изгонял злых духов из одержимых.

            Ученики св. Бенедикта помнили, что святой повелел им совершать молебен ко Святому Кресту.  Некоторые из них, например, святые Мавр и Плацид, творили многие чудеса. Святой Бенедикт желал охранить своих сынов от искушений и сетей лукавого, и призывал их „молиться и трудиться” („ora et labora”). Молитва соединяет душу с Богом, плоть же должна трудиться, так, чтобы не оставалось места диавольским искушениям и прельщениям мира сего. Это противостояние злу является истинным бенедиктинским наследием.

            Достойное доверия предание относит первоначальное употребление медальона к одному из мгновений вдохновения с Небес, обретенного св. Бенедиктом. Молебен св. Бенедикта ко Святому Кресту получил особенное распространение в XI веке. Этому способствовало  следующее событие. Молодой граф Бруно из эльзасского Эгисхайма был тяжело болен. Однажды ночью он увидел в своих покоях лестницу, ведущую на небо. По ней спускался старец в монашеском облачении. Граф узнал в старце св. Бенедикта. Старец прикоснулся к лицу графа и тот мгновенно исцелился. Спустя много лет Бруно стал папой под именем Льва IX (1049-1054) и ввел в церковную практику  молитву ко Святому Кресту.

            В 1647 г. в баварском аббатстве Меттен была найдена рукопись с изображением св. Бенедикта. В правой руке святой держит посох с крестом, на посохе видна надпись: Crux Sancti Patris Benedicti. Crux Sancta Sit Mihi Lux. В левой руке святого – свиток с надписью: „Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana. Non Draco Sit Mixi Dux”.

            С тех пор медальоны св. Бенедикта приобрели следующий вид: на лицевой стороне изображен святой патриарх Бенедикт, держащий в правой руке крест, а в левой – книгу, Святое Правило, ведущее всех, соблюдающих его, через Крест к Вечному Свету.

            На оборотной стороне медальона помещается большой Крест, а на нем – соответствующим образом расположенные буквы: начальные буквы латинских слов, раскрывающих значение самого медальона.

 

Итак, в четырех полях, разделенных знаком Креста, помещены следующие литеры:

C S P B  (Crux Sancti Patris Benedicti – Крест святого отца Бенедикта)

 

На вертикальном основании Креста, сверху вниз, расположены буквы:

C S S M L  (Crux Sancta Sit Mihi Lux – Светит мне пусть Крест Святой).

 

На перпендикулярной основанию перекладине:

N D S M D (Non Draco Sit Mixi Dux – Древний змий да сгинет злой).

 

Вокруг Креста расположены буквы:

V R S N S M V (Vade Retro Satana, Non Suade Mihi Vana – Сатана пускай отыдет, суета в меня не внидет).

S  M  Q L I V B  (Sunt Mala Quae Libas Ipse Venena Bibas – Злом меня да не искусит, чашу яда сам да вкусит).

            В 1747 г. папа Бенедикт XIV утвердил вышеописанный вид медальона и составил специально по этому случаю особую молитву посвящения, а также связал с ношением медальона многочисленные индульгенции.

            Акт Церкви изданный в Риме в 1857 г., гласил:  «Несомненно то, что посредством сего медальона обретаются многие благодати Божии».

            В 1880 г. был отчеканен юбилейный медальон по случаю 1400-ой годовщины рождения св. Бенедикта. На нем были помещены дополнительные символы. Если прежде над знаком Св. Креста помещали надпись IHS (имя Иисусово), то с этого времени она была заменена на слово PAX (мир), служащие бенедиктинским девизом и, одновременно одной из первых монограмм имени Христа. XP – первые буквы греческого слова XPICTOC (Христос), Помазанник. Юбилейный медальон был дополнен надписью над изображением святого: EX S.M. Casino 1880 (Со святой горы Касино 1880) и словами вокруг: Eius In Obitu Nro Praesentia Muniamur  („Его присутствием да укрепимся при смерти нашей”).

 

            Посредством благочестивого употребления медальона св. Бенедикта за многие века его существования немалое число верных обрело дары благодати, необходимые душе и телу. В особенности он помогал уберечься от болезней, отравления ядом, и хранил во всех опасностях.

            Чтобы посредством медальона обрести многие благодати и индульгенции, его надлежит освятить и носить при себе, лучше всего – на шее. Впрочем, можно укреплять его и там, где мы всего более опасаемся сил тьмы, например, на дверях наших домов, в комнатах, в автомобилях. Эти медальоны имеют особую силу,  противостоят  нечистым духам.

            Уже само по себе целование медальона, соответственное к нему отношение и призывание помощи св. Бенедикта достаточны для обретения различных благодатей. При этом, следует время от времени творить молитву от охраняющую нас от искусов лукавого. Полный текст  этой молитвы  звучит так:

 

Crux Sancta Sit Mihi Lux

Non Draco Sit Mixi Dux

Vade Retro Satana

Non Suade Mihi Vana

Sunt Mala Quae Libas                

Ipse Venena Bibas                     

Светит мне пусть Крест Святой,

Древний змий да сгинет злой.

 Сатана пускай отыдет,

Суета в меня — не внидет.

Злом меня да не искусит,

Чашу яда сам да вкусит.

              

               Эти слова исходят из уст самого св. Бенедикта. Он произнес их, будучи в пустыни, в гроте вблизи Субиако, когда был искушаем и, сотворив знак Святого Креста, превозмог ими сатану. Вторая же часть была им произнесена тогда, когда ему подали чашу с ядом.

 

            Действенность медальона св. Бенедикта многократно подтверждалась в истории Церкви чудесами и благодатными дарами, обретенными предстательством святого.

            Подводя итог, можно утверждать, что верные обычно обретали эти благодатные дары в тех случаях, когда требовалось:

 

1.       Сокрушить суеверия и дела дьявола.

2.       Уберечься от искушений, изгнать нечистого духа.

3.       Обезопасить себя от яда, подаваемого человеческой злобой.

4.       Спастись от всякого рода эпидемий.

5.       Обрести помощь в различных недугах.

6.       Избегнуть удара молнии при грозе.

7.       Соблюсти целомудрие и превозмочь искушения.

8.       Обрести утешение в страданиях, и особенно  — в смертный час.

 

Медальон св. Бенедикта следует носить с собой, лучше всего на шее. Во время эпидемий его укрепляют на стенах и дверях домов.

При падеже скота его помещают на стенах хлевов, конюшен и скотников, в которых содержатся  домашние животные.

При строительстве домов, церквей и пр., медальон кладут в основание постройки.

Чтобы противостоять краже или повреждению урожая, медальон закапывают на поле.

В тех хозяйствах, где есть колодец, медальон бросают в воду.

 

Молитва св. Бенедикта о ниспослании благой кончины:

 

Боже, множество даров пославший св. Бенедикту при славной его кончине, сподоби и нас, грешных, сих благодатей, дабы он сам присутствовал при смерти нашей и избавил нас от козней дьявольских. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

Rambler's Top100

 

Источники:

 

1.      „Odpusty” Podręcznik dla duchowieństwa i wiernych”. Ks. Augustyn Arndt TJ. Kraków 1890.

2.       „Odpusty”. Ks. Wojciech Szmyd TJ. Kraków 1930.

3.       „Koronka Kamedulska”. Nakładem Ojców Kamedułów z Bielan. Kraków 1938.

 

Rambler's Top100

AD 2003. All Rights Reserved by © Catholic Narva.
Designed & mastered by Georg.